О НАБЛЮДЕНИИ ЗА ЦЕНАМИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

 

 

Органами государственной статистики проводится сбор информации об уровне цен и тарифов на товары и услуги в различных секторах экономики, и на ее основе осуществляются расчеты изменения цен, которые базируются на международных стандартах и учитывают особенности развития экономики Российской Федерации.

В соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики проведено значительное реформирование и статистики цен: изменилась система сбора ценовой информации, методология построения индексов цен. До 1992 года организация сбора ценовой информации и методы исчисления индексов цен были разработаны применительно к условиям стабильной экономики. После либерализации цен в 1992 году последовало динамичное развитие ценовой ситуации в стране и, прежде всего, на потребительском рынке, что потребовало разработки принципиально новой методологии статистики цен. Основы совершенствования методологии статистики цен были заложены к концу 1992 года. Внедрение этой методологии происходило постепенно, совершенствуясь по мере накопления опыта работы и изучения информационных потребностей управления экономикой.

В настоящее время порядок работы органов государственной статистики по наблюдению за изменением цен и тарифов на товары и  услуги на потребительском рынке регламентируется нормативным документом «Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен», утвержденным постановлением  Росстата  от 30  декабря 2005 года  № 110.

Наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами.

Наблюдение осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатках, киосках и т.д.).

В каждом городе, в котором организовано наблюдение за ценами (тарифами) на потребительском рынке, для проведения регистрации цен (тарифов) определяются базовые организации торговли и сферы услуг, а также объекты по реализации товаров, предоставлению услуг, принадлежащие физическим лицам.

Одним из важнейших критериев отбора базовых организаций является регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг.  В число объектов наблюдения включаются организации торговли (услуг) и другие объекты наблюдения, в которых уровень цен, тарифов доступен для массового потребителя. Наряду с организациями, реализующими товары массового спроса, цены в которых близки к среднему сложившемуся уровню, в наблюдение пропорционально объемам продаж также включаются фирменные магазины, супермаркеты, магазины-салоны, в которых цены несколько выше среднего уровня. Однако в число наблюдаемых объектов не  включаются организации торговли, в которых реализуются товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары. Например, магазины-салоны (бутики), торгующие эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью престижных иностранных фирм.

 Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную (представительную) выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Росстатом и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).

В этот набор включены не только товары и услуги массового потребительского спроса, но и товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия и золото, техническое обслуживание легкового автомобиля и т.д.).

Набор товаров и услуг для наблюдения за ценами на потребительском рынке состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и  услуги, оказываемые населению.

Росстатом     централизованно     устанавливается  перечень     товаров     (малых     товарных     подгрупп),  услуг представителей.  Каждая группа товаров, услуг представлена  конкретными товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами.

По каждому товару (услуге) - представителю  необходимо зарегистрировать в текущем периоде до 5-10 цен на конкретные товары и отдельные виды услуг (кроме услуг, тарифы на которые едины по городу), сопоставимых с соответствующими показателями предшествующего периода.

Средние цены на товары (услуги) - представители складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и др. 

Регистрация цен на товары (услуги) – представители проводится с 21 по 25 число отчетного месяца. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрацию  возможно проводить в более ранние сроки, но не более, чем на один-два дня до установленного времени.

С 2000 года органами государственной статистики осуществлен переход на безбумажную технологию сбора информации по ценам на потребительском рынке, который осуществляется специалистами по регистрации цен с помощью миникомпьютеров.  Это позволило значительно повысить качество сбора первичной информации и точность расчета средних цен.

В целях повышения качества и достоверности собираемой первичной информации об уровне потребительских цен и тарифов на товары и услуги, органами государственной статистики с 2004 года организованы и проводятся систематические контрольные проверки регистрации цен. Контроль информации, собранной в процессе регистрации цен, обеспечивают специалисты по статистике цен, обладающие достаточно высокой квалификацией и опытом работы. В случае возникновения претензий к качеству собираемой информации по ценам, к проверке могут привлекаться специалисты других подразделений Псковстата или специалисты других заинтересованных ведомств и организаций.

Основное предназначение собранной информации о ценах и тарифах на потребительском рынке - использование ее для расчета индекса потребительских цен, а также средних цен на отдельные виды товаров и платных услуг, как по субъектам Российской Федерации, так и в целом по России.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде и характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является важнейшим показателем,  характеризующим уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров,   а также при   пересчете  ряда   показателей   системы   национальных  счетов  из текущих   в постоянные цены.

Расчет ИПЦ на федеральном и региональном уровне производится по единой методологии, с месячной периодичностью.

Для расчета ИПЦ используется информация:

- об уровне цен, собранной путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

- о структуре фактических потребительских  расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

На основе  данных регистрации цен на конкретные товары и услуги на региональном уровне определяются средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего месяцев. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) или сопоставимом с ним по типу торговли и виду собственности, на один и тот же или аналогичный по качеству товар (услугу). Далее определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен.

На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары и услуги в целом по региону, федеральному округу, Российской Федерации. В качестве весов используется удельный вес численности населения обследуемой территории в общей численности населения.

Исходя из агрегатных индексов цен на товары и услуги и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения, определяются сводные индексы цен. Сводные индексы цен рассчитываются по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также по региону, федеральному округу, Российской Федерации.

Ежемесячно исчисляются индексы цен к предыдущему месяцу, к декабрю предыдущего года, к соответствующему месяцу предыдущего года, к соответствующему периоду предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

Ежеквартально определяются индексы цен на конец квартала к концу предыдущего квартала, к соответствующему кварталу предыдущего года, к соответствующему кварталу базисного года, к базисному году.

Расчет индексов цен на отдельные товары (услуги) - представители, а также сводных индексов цен за квартал, период с начала года, период за ряд лет производится «цепным» методом, т.е. путем перемножения соответственно месячных, квартальных или годовых индексов потребительских цен.

С 2003 года органами государственной статистики производится расчет так называемого базового индекса потребительских цен (БИПЦ), который является одним из составляющих ИПЦ и исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер. Данный показатель носит аналитический характер.

В  октябре 2003 года Миссия Международного Валютного Фонда (МВФ) проводила экспертную оценку соответствия международным требованиям отдельных отраслей российской статистики, в число которых вошла статистика потребительских цен, и признала, что индекс потребительских цен соответствует  требованиям международного специального стандарта. При проведении экспертами МВФ оценки качества статистических данных учитывались беспристрастность, чистота методологии, точность и надежность, практическая пригодность и их доступность.

В этом же году на 17-ой Международной конференции по статистике труда в Женеве единогласно была принята «Резолюция об индексах потребительских цен 2003 года», которая стала основополагающим документом, регламентирующим статистическую деятельность стран. Методология расчета ИПЦ в России практически полностью соответствует данной Резолюции, которая будет действовать в течение ближайших 10 лет.

Расчет сводного индекса потребительских цен по Псковской области производится на основе данных наблюдения за ценами  в трех городах области: Псков, Великие Луки и Остров. В Пскове цены ежемесячно  отслеживаются  на 493 наименования товаров (услуг) – представителей   в   383 базовых организациях торговли и сферы услуг, в Великих Луках - на   446 наименований в  214 базовых организациях и Острове – на 288  наименований в 75 базовых организациях.

Также проводится ежемесячная регистрация потребительских цен на розничных рынках (37 наименований) и еженедельная регистрация потребительских цен на 60 наименований товаров (услуг) - представителей.

Перечень наблюдаемых товаров (услуг) - представителей  ежегодно актуализируется, также вносятся соответствующие изменения в характеристики некоторых наблюдаемых товаров (услуг) - представителей.

 По каждому товару (услуге) - представителю регистрируется от 5 до 10 ценовых котировок, а на те товары, ассортимент которых достаточно разнообразен и высок разброс цен  - регистрируется большее количество ценовых котировок. Так, среднее число ценовых котировок по г.Пскову составляет 7,2, по г.Великие Луки – 6,3, по г.Острову – 6,2 (всего ежемесячно регистрируется более 9 тыс. ценовых котировок).