Цены

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода.

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) исключает изменения цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов, которые носят административный, а также сезонный характер.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Стоимость минимального набора продуктов питания определена на основе минимального набора продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста (приведен в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999г. № 192). Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Указанный показатель отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах Российской Федерации, что объясняется различием методологических подходов при их формировании. При расчете стоимости минимального набора продуктов питания по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации используются единые (установленные в целом по Российской Федерации) минимальные объемы потребления, в то время как при расчете величины прожиточного минимума - объемы, сформированные на основе зонирования субъектов Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания.

Индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья рассчитываются на основе зарегистрированных цен на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего жилого фонда, находящиеся в собственности, если они являются объектами совершения рыночных сделок.

Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и отдельных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен, сложившихся в ее субъектах. В качестве весов используются данные о количестве проданной общей площади квартир отдельно на первичном и вторичном рынках жилья, накопленные за предыдущий год.

 

Индекс цен производителей промышленных товаров рассчитывается на основании регистрации цен на товары-представители в базовых организациях. Наблюдение за ценами производителей в Псковской области осуществляется в 80 организациях. Расчет средних цен и индексов цен производится более чем по 400 товарам-представителям. Цены производителей представляют собой фактически сложившиеся на момент регистрации цены указанных организаций на произведенную продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке (без косвенных товарных налогов - налога на добавленную стоимость, акциза и т.п.).

Рассчитанные по товарам-представителям индексы цен производителей последовательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов, разделов экономической деятельности. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном выражении базисного периода.

Индексы цен на приобретенные промышленными организациями отдельные виды товаров рассчитываются на основании регистрации цен на товары-представители по установленной номенклатуре. Средняя цена приобретения включает, помимо цены производства, налог на добавленную стоимость, акциз, транспортные, сбытовые, посреднические и другие расходы. Построение индексов цен приобретения осуществляется по сопоставимому кругу видов товаров в отчетном и базисном периоде и предусматривает систему взвешивания на основе данных о количестве приобретенной продукции за предыдущий год.

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции исчисляется на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п. Цены производителей сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализованной продукции без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость.

Сводный индекс цен строительной продукции отражает общее изменение цен в строительстве объектов различных видов экономической деятельности и рассчитывается как агрегированный показатель из индексов цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы), на машины и оборудование, используемые в строительстве, и прочие капитальные работы и затраты, взвешенных по доле этих элементов в общем объеме инвестиций в основной капитал.

Расчет индекса цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) проводится на основе данных формы отчетности о ценах на материалы, детали и конструкции, приобретенные базовыми подрядными организациями, а также на базе технологических моделей, разработанных по видам экономической деятельности с учетом территориальных особенностей строительства.

Индекс цен на машины и оборудование, используемые в строительстве, исчисляется по данным об изменении цен производителей этого оборудования, а также транспортных, снабженческо-сбытовых расходов и ставки налога на добавленную стоимость.

Индекс цен на прочие капитальные работы и затраты определяется из индексов цен на основные составляющие этих работ (проектно-изыскательские работы, работы по эксплуатационному и глубокому разведочному бурению и другие затраты).

Индекс тарифов на грузовые перевозки характеризует изменение фактически действующих тарифов на грузовые перевозки за отчетный период без учета изменения за этот период структуры перевезенных грузов по разнообразным признакам: по виду и размеру отправки груза, скорости доставки, расстоянию перевозки, территории перевозки, типу подвижного состава, степени использования его грузоподъемности и др.

За услугу-представителя принимается перевозка одной тонны массового груза определенным видом транспорта на фиксированное расстояние. Регистрация тарифов осуществляется в выборочной совокупности транспортных организаций.

Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц характеризует общее изменение тарифов на услуги связи для различных категорий пользователей (бюджетных и коммерческих организаций).

Расчет индексов тарифов на услуги связи основан на ежемесячном наблюдении за тарифами на 15 видов услуг-представителей связи для юридических лиц в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов и городах федерального значения Российской Федерации.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНАМИ И РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

 

Наблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается в столицах республик, центрах краев, областей, автономной области, автономных округов, городах федерального значения и выборочно в районных центрах (городах, поселках городского типа – далее «города»).

Отбор городов для наблюдения за потребительскими ценами осуществляется в соответствии со следующими критериями:

- общее число обследуемых населенных пунктов в субъекте Российской Федерации, как правило, должно находиться в пределах 2-4 городов;

- города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях;

- в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий;

- отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного наблюдения;

- численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35% городского населения субъекта Российской Федерации.

В Псковской области наблюдение за ценами на потребительском рынке проводится в гг.Псков, Великие Луки, Остров.

 

Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли и сферы услуг, а  также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.).

При формировании выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг специалисты по регистрации цен руководствуются следующими требованиями:

- регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях;

- наблюдение за ценами (тарифами) проводится в организациях розничной торговли (включая комиссионные), общественного питания и сферы услуг всех форм собственности (государственной, муниципальной, частной, смешанной и общественных объединений, организаций) и организационно-правовых форм (АО, АОЗТ, ЗАО, ОАО, ООО, ТОО, ИЧП и т.п.);

- для организации наблюдения за ценами в каждом городе отбираются крупные, средние и малые организации торговли и сферы услуг, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли (обслуживания);

- фирменные магазины, супермаркеты, магазины-салоны, в которых цены на реализуемые товары и услуги несколько выше среднего уровня, включаются в выборочную совокупность в количестве, пропорциональном объемам продаж организаций торговли и услуг данного уровня в общем объеме продаж. Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что они имеют высокий товарооборот и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен рассчитанные на массового потребителя;

- регистрация цен осуществляется также на городских продовольственных, вещевых и смешанных рынках, мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) и местах предоставления услуг, на которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности, предпринимателями без образования юридического лица (ПБОЮЛ);

- в число наблюдаемых объектов не включаются организации торговли, в которых реализуются товары, уровень цен на которые многократно превышает средний сложившийся уровень цен на аналогичные товары.

В Псковской области наблюдение за потребительскими ценами проводится более чем в 600 базовых организациях.

 

Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ), представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными экономическими ведомствами и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения.

Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению и включает в себя около 500 наименований товаров (услуг) - представителей.

Сбор информации о потребительских ценах проводится специалистами территориальных органов государственной статистики путем регистрации цен и тарифов на конкретные виды товаров и платных услуг, оказанных населению.

Регистрация цен проводится еженедельно - по понедельникам (по сокращенному перечню товаров (услуг) - представителей)  и ежемесячно по полному кругу  - в период с 21  по 25 число.

Регистрация цен и тарифов на отдельные виды товаров и платных услуг, оказанных населению, осуществляется с использованием бланков регистрации цен (форма №1 – потребительские цены «Бланк регистрации цен и тарифов на товары и платные услуги населению»), а также терминалов (мини-компьютеров) для сбора данных о ценах и тарифах.

При регистрации цен на каждый конкретный отобранный товар (услугу)-представитель в бланк регистрации цен или в терминал сбора данных для регистрации цен и тарифов необходимо заносить наименование товара и информацию, в которой содержится краткое описание с четкой и ясной его характеристикой.

В описании товара должны быть указаны марка, модель, артикул, состав сырья, цвет изделия, размер, сорт, вес, предприятие-изготовитель, страна-изготовитель, назначение товара, определенное качество и другие качественные характеристики и признаки, позволяющие отличить данный товар от других.

Одним из основных условий получения максимально точной и достоверной информации, используемой для расчета индекса потребительских цен, является соблюдение сопоставимости цен в отчетном и базисном периодах.

Необходимым условием сопоставимости цен является одинаковое количество ценовых котировок, регистрируемых на каждый товар (услугу) в течение всего отчетного года. В тех случаях, когда это правило не соблюдается, точность рассчитанных индексов цен может быть недостаточной.

 

Расчет индекса потребительских цен (ИПЦ) на региональном и федеральном уровнях производится по единой методологии и осуществляется в несколько этапов:

- формирование весов для расчета ИПЦ;

- расчет индивидуальных индексов цен на товар (услугу)-представитель на уровне города;

- расчет агрегатных индексов на товар (услугу)-представитель на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом;

- расчет групповых и сводных индексов потребительских цен на уровне субъекта Российской Федерации, федерального округа, России в целом.

Исчисление индексов потребительских цен осуществляется на основе двух источников информации:

- средних сопоставимых цен на отдельные товары (услуги)-представители;

- весов для исчисления агрегатных индексов цен на товары (услуги)-представители, а так же групповых и сводных индексов цен.

Средние сопоставимые цены отчетного и предыдущего периодов на товары (услуги)-представители определяются на основании данных регистрации цен. Обеспечение сопоставимости цен, позволяя исключить влияние структурных и ассортиментных сдвигов, является непременным условием исчисления индекса потребительских цен.

Сопоставимой ценой на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (ценовую котировку) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом считается цена, зарегистрированная в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации (например, в случае отсутствия товаров в продаже в конкретной торговой организации или во всем регионе) используется метод замены.

Средними сопоставимыми ценами на товар (услугу)-представитель в базисном и отчетном периодах считаются цены, рассчитанные из одинакового количества сопоставимых цен на товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовых котировок).

При расчете средних сопоставимых цен для исчисления индивидуальных индексов цен должно соблюдаться условие одинакового количества наблюдений цен по товару (услуге)-представителю в городе в течение отчетного года.

 При несоблюдении этого правила точность расчета индексов цен будет недостаточной.

Система весов для исчисления ИПЦ  включает в себя:

- структуру численности населения, используемую при исчислении агрегатных индексов цен на отдельные товары (услуги)-представители;

- структура потребительских расходов населения, используемая для исчисления групповых и сводных индексов потребительских цен.

Формирование индексов потребительских цен осуществляется с использованием системы классификаторов:

- «Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления» (утвержден постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995г. № 413);

- «Общероссийский классификатор единиц измерения» (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. № 366);

- «Классификатор индивидуального потребления домашних хозяйств по целям» (утвержден постановлением Госкомстата России от 30 января 2001г. № 7);

- Классификаторы товаров и услуг.                    

 

Расчет ИПЦ производится с месячной периодичностью.

Ежемесячно помимо индекса цен к предыдущему месяцу, исчисляются также индексы цен к декабрю предыдущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года. Для пересчета макроэкономических показателей в сопоставимые цены осуществляется расчет индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

 Ежеквартально определяются индексы цен на конец квартала к концу предыдущего квартала, к соответствующему кварталу предыдущего года, к соответствующему кварталу предыдущего года, к предыдущему году.

Расчет индексов цен на отдельные товары (услуги)-представители, а также сводных индексов цен за квартал, период с начала года, период за ряд лет производится «цепным» методом, т.е. путем перемножения соответственно месячных, квартальных или годовых индексов потребительских цен.

При публикации указанных индексов, рассчитанных «цепным» методом необходимо указывать, что они отражают изменение цен на конец отчетного периода по сравнению с концом базисного периода. Например: за  I квартал – март отчетного года к декабрю предыдущего года, за полугодие – июнь отчетного года к декабрю предыдущего года и т.д.

В публикациях и официальных сообщениях данные об индексах потребительских цен на товары и услуги размещаются с одним десятичным знаком  после запятой.

Органами государственной статистики осуществляется проверка достоверности  сбора информации о ценах на потребительском рынке. Одним из методов контроля качества первичной информации о потребительских ценах является выборочный контрольный обход организаций торговли и сферы услуг, в которых производится регистрация потребительских цен (тарифов).

Все необходимые корректировки первичной информации, выявленные при  контрольных обходах организаций торговли и сферы услуг, вносятся в массив первичной ценовой информации до завершения расчетов региональных индексов потребительских цен за отчетный период.

Контрольные мероприятия  проводятся по следующей схеме.

 Контроль информации, собранной  в процессе регистрации цен, обеспечивают специалисты по статистике потребительских цен, обладающие достаточно высокой квалификацией и опытом работы в области статистики цен (ведущие, главные специалисты, заместители начальника отдела, в случае необходимости – начальник отдела). По факту возникновения претензий к качеству собираемой информации о потребительских ценах проверки проводятся совместно со специалистами других подразделений,  использующих в своей деятельности информацию о потребительских ценах (статистика внутренней и внешней торговли, уровня жизни, услуг, национальных счетов и т.д.) или специалистами других заинтересованных ведомств и организаций. Проверки осуществляются в соответствии с Планом проверки работы регистраторов цен, утвержденным руководителем территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

Накануне проводимой проверки, руководителем подразделения, осуществляющего наблюдение за потребительскими ценами, заполняется График контрольной проверки.

Контрольные проверки проводятся выборочным методом по перечню товаров (услуг) – представителей и организаций торговли (сферы услуг), отобранных для наблюдения за потребительскими ценами. При этом необходимо обеспечить в течение года проверку достоверности регистрации потребительских цен и тарифов, осуществляемой всеми регистраторами цен,  по возможно широкому перечню наблюдаемых товаров и услуг.

По результатам контрольной проверки составляется «Отчет о проведении контрольной проверки организации работы по регистрации потребительских цен и тарифов  на товары и услуги». При этом в разделе «Результаты проверки» составляется заключение, в котором отражается как достоверность зарегистрированных цен на товары-представители, так и соответствие зарегистрированных цен среднему сложившемуся их уровню на данные виды товаров (услуг).